Самара вновь стала флагманом всероссийских соревнований MakeX, которые ГК DIGIS совместно с партнерами проводит с 2019 года.
В середине октября в Самаре прошел последний отборочный этап международных робототехнических соревнований MakeX для попадания в российскую сборную. MakeX Explorer – это впервые реализованная в России номинация этого международного проекта. Данный этап значительно расширяет аудиторию состязаний, да еще и позволяет школьникам использовать соревновательные наборы Makeblock не только для обучения, но и по прямому назначению — для участия в крупнейших международных соревнованиях. Победители MakeX Explorer отправились представлять нашу страну на международном финале MakeX Global, который состоялся в декабре этого года в городе Яньтай в Китае.
В середине октября в Самаре прошел последний отборочный этап международных робототехнических соревнований MakeX для попадания в российскую сборную. MakeX Explorer – это впервые реализованная в России номинация этого международного проекта. Данный этап значительно расширяет аудиторию состязаний, да еще и позволяет школьникам использовать соревновательные наборы Makeblock не только для обучения, но и по прямому назначению — для участия в крупнейших международных соревнованиях. Победители MakeX Explorer отправились представлять нашу страну на международном финале MakeX Global, который состоялся в декабре этого года в городе Яньтай в Китае.
Всего в MakeX Explorer участвовало 26 команд (49 человек). Победа досталась альянсу из образовательного центра (ОЦ) «Южный город» поселка Придорожный Самарской области: командам «ТехноБоты 1» и «ТехноБоты 2». Подробные итоги: http://makex.digis.ru/makex_explorer_2023_results.
Ход соревнований: игровое поле делится на две половины, в каждой из которых стоят ворота. По центру проходит разделительный забор, на котором в специальных ячейках лежат шары. Роботы, которых дети собирают сами, должны их сбивать (желательно, на свою сторону поля) или хватать, чтобы затем кинуть в ворота противника. В зависимости от принятой тактики игры, ребята могут сосредоточиться только на атаке и построить «атлетов», которые будут быстро перемещаться по полю и совершать броски. Или продумать и защиту: например, на соревнованиях были интересные идеи «голкиперов», которые закрывают специальными щитами створки ворот и не дают мячу влететь. Кто-то шел на компромисс и пытался уместить оба функционала в один механизм. Управление роботами при этом проводится с джойстика, в живом режиме, из-за чего наглядность MakeX Explorer и вовлеченность в соревнование зрителей получается очень высокой. Ведь тут соревнуются не заранее написанные программы. И от того, как оператор управляется с джойстиком, насколько оперативно дают подсказки напарники и насколько слаженно действует команда, зависит итог матча.
Ход соревнований: игровое поле делится на две половины, в каждой из которых стоят ворота. По центру проходит разделительный забор, на котором в специальных ячейках лежат шары. Роботы, которых дети собирают сами, должны их сбивать (желательно, на свою сторону поля) или хватать, чтобы затем кинуть в ворота противника. В зависимости от принятой тактики игры, ребята могут сосредоточиться только на атаке и построить «атлетов», которые будут быстро перемещаться по полю и совершать броски. Или продумать и защиту: например, на соревнованиях были интересные идеи «голкиперов», которые закрывают специальными щитами створки ворот и не дают мячу влететь. Кто-то шел на компромисс и пытался уместить оба функционала в один механизм. Управление роботами при этом проводится с джойстика, в живом режиме, из-за чего наглядность MakeX Explorer и вовлеченность в соревнование зрителей получается очень высокой. Ведь тут соревнуются не заранее написанные программы. И от того, как оператор управляется с джойстиком, насколько оперативно дают подсказки напарники и насколько слаженно действует команда, зависит итог матча.
В первый день ребята «пристреливались» к полю и тренировались. Основным же событием второго дня стали сами соревновательные заезды, когда команды формировали новые альянсы. Вначале проходили квалификационные заезды, по результатам которых определялся рейтинг и место команд в турнирной таблице. После этого включался один из самых интересных механизмов MakeX: распределение команд по альянсам. Помимо нетривиальных заданий MakeX отличается от других подобных конкурсов необходимостью объединить усилия с другой командой. Вначале альянсы формируются случайным образом, но после первого тура соревнований команды могут выбирать напарников самостоятельно и продолжать гонку за призовое место уже вместе. Эта механика привносит в традиционную борьбу очень важный элемент сотрудничества, который так важен в жизни. Так участники прокачивают «мягкие навыки», которые очень пригодятся им в будущем: умение работать в команде, решать конфликты, слушать и договариваться. Благодаря этому дети учатся стратегически мыслить, фокусироваться не только на собственном выступлении, но и уделять внимание тому, как проводят свои заезды соперники. Ведь всегда есть шанс договориться с сильным противником и идти к первому месту вместе, вступив в альянс.
Битвы роботов развернулись нешуточные, особенно за бронзовое место, где победитель был не так очевиден. Поражало количество нестандартных решений, которые были реализованы участниками при конструировании соревновательных роботов. Ребята постоянно поддерживали друг друга, давали советы ипродумывали стратегию. Участники получили бесценный опыт, эмоции и, немаловажно, серьезные призы, самым главным из которых была оплаченная поездка в Китай на международный финал.
В рамках деловой части для педагогов проводился круглый стол, где они обсудили вопросы, связанные с робототехническими наборами, подготовкой к соревнованиям, развитием движения MakeX в России, профессиональным развитием педагогов робототехники и просто тепло пообщались друг с другом и обменялись опытом. Во второй части деловой программы обсуждались проблемы, связанные с преподаванием модуля робототехники в рамках урока технологии, которые могут возникнуть у неопытных в этой сфере преподавателей. Главным подспорьем для таких педагогов станет сам Makeblock: робототехнические наборы этого бренда имеют очень низкий порог вхождения и при этом могут закрыть фактически все вопросы, связанные с учебным планом с 5 по 9 класс. Кроме того, Учебный центр DIGIS совместно с региональными партнерами обеспечивает методическое сопровождение предмета.
В рамках деловой части для педагогов проводился круглый стол, где они обсудили вопросы, связанные с робототехническими наборами, подготовкой к соревнованиям, развитием движения MakeX в России, профессиональным развитием педагогов робототехники и просто тепло пообщались друг с другом и обменялись опытом. Во второй части деловой программы обсуждались проблемы, связанные с преподаванием модуля робототехники в рамках урока технологии, которые могут возникнуть у неопытных в этой сфере преподавателей. Главным подспорьем для таких педагогов станет сам Makeblock: робототехнические наборы этого бренда имеют очень низкий порог вхождения и при этом могут закрыть фактически все вопросы, связанные с учебным планом с 5 по 9 класс. Кроме того, Учебный центр DIGIS совместно с региональными партнерами обеспечивает методическое сопровождение предмета.