Новости

Интервью с экспертом: Потапов Юрий Александрович

Сообщество
Как вы пришли к преподаванию робототехники с Makeblock?

Я пришел в робототехнику в 2013 году. И на тот момент, как и многие другие преподаватели, начал работу с образовательным набором Lego Mindstorms. С 2021 году, когда я пришел в Образовательный центр «Южный город», я продолжил работу на наборах Lego и VEX, которыми была оснащена образовательная организация. В октябре 2022 года ГК DIGIS совместно с компанией «СМАРТ» проводили презентацию образовательной робототехники Makeblock для педагогов Самарской области, затем было организовано обучение преподавателей на базе Самарского лицея информационных технологий. Я увидел потенциал этого набора и начал готовить команды к соревнованиям MakeX. Мои ребята стали вначале призерами preMakeX, а затем и победителями в номинациях Starter и Explorer.

Мы начинаем заниматься робототехникой с первого класса, все так же на Lego, к 5 классу ребята занимаются уже в полном составе на Makeblock. Но после участия в соревнованиях MakeX в Китае, я понял, что начинать в 5 классе уже поздно. Можно заниматься с mBot2 и раньше, чтобы максимально захватить соревновательный возраст в каждой номинации. Мало кто из детей продолжает заниматься робототехникой в 8–9 классе, там уже начинается подготовка к экзаменам, профориентация. Поэтому очень важно не упустить активное время (5–7 класс) и максимально вложиться в этот период.

Как вы считаете, насколько успешной была эта поездка для детей и для вас лично?

Мы полностью довольны поездкой. Во-первых, ребята увидели, как проходит по-настоящему большое мероприятие на тысячи участников.

Во-вторых, благодаря такому большому количеству команд, я увидел, насколько все по-разному мыслят, как много решений есть у одной и той же задачи, увидел свои ошибки. В общем, осознал, что нам есть, куда расти.

Ну и, конечно, мы поняли, что надо развивать движение MakeX в нашей стране, чтобы быть более успешными на мировой арене. У нас в России сейчас нет особой конкуренции, а также большего соревновательного опыта. Нам надо между собой чаще встречаться, чтобы расти и развиваться вместе. Обмениваться опытом, делиться идеями и много-много соревноваться между собой, хотя бы на уровне школ района.

Конечно, дети приехали заряженные и расстроились, что не удалось показать более высокий результат. Но, в конечном итоге, еще сильнее вдохновились и настроились на работу, и уже начали готовиться к новому сезону. Ребята горят желаниям снова поехать на международный финал.

Честно говоря, я уже устал говорить, что набор в мои группы закрыт. Нужно больше преподавателей для подготовки к соревнованиям такого уровня. И я готов делиться опытом.

Какие новые навыки приобрели ваши ученики благодаря участию в этих соревнованиях?

Хотелось бы отметить коммуникацию детей с другими участниками. Ребята впервые оказались в среде, где все говорят на другом языке. И в большинстве случаев, это был не английский J. Несмотря на очевидные проблемы с языковым барьером, ребята очень быстро находили способ коммуникации с напарниками по альянсу, судьями и другими участниками соревнований. Быстро ориентировались и не терялись в новой для себя обстановке.

Как долго длилась подготовка к соревнованиям?

Подготовка к соревнованиям Explorer длилась 3 месяца. Это номинация чуть проще с точки зрения программирования, главное – придумать боевую конструкцию и наработать опыт ручного управления. К слову, конструкцию своего робота мы продолжали модифицировать по ходу всего соревнования.

Подготовка к Starter заняла один учебный год, т.к. там большее внимание уделяется автоматической стадии, а, следовательно, нужно больше времени на осознание принципов работы программных блоков.

Оглядываясь назад, что бы вы изменили в системе подготовки команд к соревнованиям?

В номинации Starter ключевым навыком является написание программного кода. Поэтому стоит большее внимание уделить упрощению кода, умению делать его более читаемым и понятным, чтобы в условиях напряженной соревновательной обстановки можно было быстро вносить корректировки, без необходимости задумываться, за что отвечает тот или иной фрагмент.

В номинации Explorer нужно было строить больших роботов. Мы проиграли в стратегии, ориентируясь на атакующие действия. Все соперники же, напротив, сидели в защите, полностью закрывая створ ворот.

Какие советы вы можете дать другим педагогам, которые хотят отправить свои команды на подобные мероприятия?

Готовиться вместе с другими командами, из других школ. Соревнуясь только внутри своей школы, вы привыкаете к единой манере игры и оттачиваете свои действия только для конкретного сценария. Новая команда – это другой подход, иная стратегия, что в итоге заставит и вас действовать по-другому.

Если бы мы хоть раз в России встретились с командой, работающей по защитной стратегии, то к международному финалу, наша конструкция уже была бы заточена на то, чтобы забивать мячи за шиворот соперникам. Кроме того, чем больше соревновательной практики, тем эффективнее ребята управляют джойстиком. В идеале, они вообще не должны отвлекаться на элементы управления и не отводить глаз с роботов и ворот соперника.

Планируете ли вы участвовать в соревнованиях MakeX в дальнейшем и, если да, какие задачи перед собой ставите?

Конечно же, мы планируем участвовать в соревнованиях MakeX в дальнейшем, сделать робота лучше и ставим задачу снова бороться за призовые места и поездку на международный финал.

Получили ли вы какие-то неожиданные результаты от этой поездки, о которых не предполагали заранее?

На международном финале мы впервые столкнулись с таким форматом, как мистическая миссия. В Explorer она полностью переворачивала приоритеты игры команды. Участникам надо было быстро перестроиться и начать играть в альянсе по-новому. И надо сказать, что наши ребята отлично справились с этими нововведениями и действовали очень четко.